Деятельность по организации работы с кадровой документацией называется кадровым делопроизводством. Многие знают, что на предприятиях обычно есть отдел кадров. Именно там ведут документацию по управлению персоналом, проводят учет рабочего времени, выполняют другую подобную работу. Но некоторые организации отдают этот сектор на внешний аутсорсинг и таким образом избавляются от лишних проблем.
С информацией о том, как начать кадровое делопроизводство с нуля необходимо ознакомиться в двух случаях. Первый касается компаний, которые ведут учет, но не уделяют этому вопросу много внимания и первая же проверка от контролирующих органов приведет к штрафным санкциям, часто весьма значительным. Чтобы этого избежать, необходимо заказать кадровый аудит у профессиональной компании и получить заключение с выявленными ошибками и рекомендациями по их устранению, а затем с учетом нарушений продолжить работу дальше. Второй случай касается новых компаний, только начинающих свою деятельность. Им не надо платить за аудит, а просто необходимо сразу правильно организовать делопроизводство и начинать работу.
Ведение кадровой документации — процесс многофункциональный, регламентирующийся законодательством. Важно, чтобы такую работу выполнял сотрудник с опытом и знаниями, например, штатный кадровик или группа работников отдела кадров — тогда в будущем получится избежать проблем с трудовой инспекцией, другими контролирующими органами. Многие предприятия совершают ошибки и передают функции людям без квалификации, например, бухгалтеру, секретарю или менеджеру. В маленьких компаниях работу часто выполняет руководитель. Результат обычно печальный — выписанные штрафы на внушительную сумму.
Главная ошибка для многих предприятий — отсутствие приказа на назначение ответственных. Откроем вам секрет, но одно из первых требований проверяющего отдел кадров инспектора — запрос таких приказов. Он попросит документ по ответственности за ведение:
В некоторых перечисленных случаях административный или денежный штраф может накладываться не только на организацию, но и на должностное лицо, которое не назначило своим приказом ответственного работника. Хотя справедливости ради отметим, что в большинстве случаев ответственность несет именно компания. Санкции могут выражаться как в денежном эквиваленте, так и предусматривается административная ответственность.
В свою очередь предприятие может наказать кадровика выговором, увольнением, штрафом, не начислением премии и т.д.
При организации кадрового делопроизводства необходимо оформить ряд обязательных документов. О назначении ответственности вы уже знаете, теперь расскажем, что должно быть оформлено при самостоятельном ведении кадрового делопроизводства. Вот список:
Получить бесплатную консультацию +7 (495) 215-09-02
Итак, вы решили создать кадровое делопроизводство с нуля, его организация происходит в несколько этапов. Для начала необходимо изучить нормативные акты в последней редакции, чтобы при организации учитывать обновленное законодательство РФ. Естественно, требуется изучение книг и методичек по этому направлению. Важно для автоматизации процесса подобрать программу — это может быть 1С или любая другая, важно, чтобы в городе были специалисты по ее обслуживанию. Дальше требуется:
Теперь вы можете начать прием человека на должность. Сначала будущий работник пишет заявление на работу, потом он должен ознакомиться с нормативными актами, с ним заключается трудовое соглашение, заполняется личная карточка и оформляется личное дело. Затем бумаги передаются в бухгалтерию.
Этот вопрос стоит перед каждым руководителем. Пускать его на самотек нельзя, так как штрафные санкции за неведение или неправильное ведение могут составлять десятки и сотни тысяч рублей. На самом деле вариантов решения вопроса три.
Первый, и так поступает большинство наших руководителей — это совмещение должностей. То есть, функции кадровика выполняет сам руководитель, если компания совсем маленькая, или, например, бухгалтер или секретарь. В этом случае понятно, что решениям кадровых вопросов уделяется минимум внимания, работа ведется по остаточному принципу. Совмещающий должность сотрудник может не знать множество нюансов и, скорее всего, при проверке вы столкнетесь с проблемами. Выгода в этом случае в экономии, но только до первого визита трудовой инспекции.
Второй способ — взять на работу штатного кадрового сотрудника или, что делают крупные фирмы, создать целый кадровый отдел. Тогда компания получает опытных работников, которые будут выполнять возложенные функции, связанные с приемом или увольнением сотрудников, отправлением их в отпуск и на больничный, ведением необходимой документации. Они же будут отвечать за ошибки, которые могут быть обнаружены проверяющими органами. За работу им выплачивается зарплата, величина которой зависит от региона, обычно она является средней по отрасли. То есть, за качественную работу вы будете нести вполне ощутимые расходы.
Третий способ — передача функций по кадровому делопроизводству сторонней компании на т.н. аутсорсинг. В этом случае организация заключает договор только с аутсорсером, выставляет требования, которым должен соответствовать работник, а аутсорсинговая компания в свою очередь предоставляет такого работника и получает за это комиссионные. Пожалуй, это самый удобный способ для предприятия, так как все проблемы с работниками, в том числе перед проверяющими органами, решает аутсорсер.
Кадровый аутсорсинг популярен в любом бизнесе: наиболее часто его используют при заходе в страну иностранного бизнеса, при желании сократить сопутствующие расходы, которые идут на организацию отдела кадров, при наличии удаленных филиалов. Аутсорсинг заказывают при быстром развитии предприятия, когда руководители просто не имеют время на поиск работников или при сезонном бизнесе.
За неведение или неправильное ведение кадрового делопроизводства устанавливается ответственность. Согласно законам РФ главным органом, который контролирует соблюдение законов в этой сфере, является федеральная инспекция труда. В ст. 357 ТК РФ подробно описаны права инспекторов. Кроме того, отдел кадров может проверить налоговая инспекция, которая за совершение налоговых преступлений также привлечет к ответственности. Соблюдение законов при архивации документов, в том числе личных дел сотрудников, контролирует Росохранкультура.
Главная причина, по которой привлекают организации, должностных лиц или индивидуальных предпринимателей к ответственности — отсутствие кадровых документов или ошибки в их оформлении. Штрафы достигают 50—100 тыс. рублей. Деятельность предприятия может быть даже приостановлена, вплоть до 90 суток, а при повторных нарушениях суд может остановить работу компании до 3 лет. Отмечаем, что ответственность не касается организаций, которые заказывают кадры у аутсорсеров.
В этой области ежегодно происходят какие-то изменения. Не стал исключением и 2020 год:
Есть еще другие, менее ответственные изменения, о которых должен знать каждый кадровик. Необходимо внимательно следить за ними, чтобы избежать штрафных санкций при проверках. Можно пойти и другим путем — отдать кадровый вопрос аутсорсинговой компании, тогда все проблемы с контролирующими органами будет решать уже она. Выбирайте оптимальный для вас вариант и спокойно зарабатывайте деньги.