6 минут на прочтение

Как оформить дубликат трудовой книжки

Трудовая книжка выдается один раз за карьеру. Но в жизни возникают разные ситуации: документ теряется, портится, на него проливается жидкость, он сгорает и т.д. Неужели в этом случае ваша трудовая деятельность «обнуляется» и вы безвозвратно теряете свой стаж?

Конечно же, нет, вы всегда можете сделать дубликат, самостоятельно или при помощи работодателя восстановив информацию. Подключение к проблеме работодателя будет справедливым, если утеря или порча была осуществлена по его вине, но также вам могут помочь и по своей инициативе (если вина ваша) работники кадрового агентства, где вы работаете.

В статье подробно раскроем все вопросы, связанные с изготовлением дубликатов трудовых книжек.

Когда оформлять дубликат трудовой книжки

Несмотря на то, что после 2002 года все записи из трудовой книжки дублируются в пенсионном фонде и ваш стаж зафиксирован, практически каждый работодатель требует ее наличия. В конце концов, это удобно и спокойней и для вас, когда вся информация о трудовой деятельности находится у вас под рукой.

Если вы работаете, то в этом вам должен помочь ваш нынешний работодатель, особенно, если утеря или порча произошла по его вине, но если вы бывший сотрудник, то делать дубликат вам придется самостоятельно.

Разберем подробней, как происходит процесс в каждом конкретном случае.

При утере

Если вы трудоустроены, то ваша книжка находится у работодателя. Соответственно, потерять данный документ вы можете в двух случаях ― или когда находитесь в статусе безработного, уволились с одного места, но еще не устроились в другое, или когда вам трудовая книжка понадобилась, например, для подачи в пенсионный фонд и работодатель выдал вам ее под расписку. По правилам работодатель должен выдать вам заверенную копию, иначе в случаи утери оригинала он разделяет ответственность с работником.

Многих интересует вопрос, а как сделать дубликат трудовой книжки при утере работником. В этом случае восстановлением документа должны заниматься вы с вашим нынешним или с бывшим работодателем, у которого вы работали на последнем месте. Кадровики из новой компании, куда вы, например, решите устроиться без книжки, могут выдать вам новый экземпляр, но по трудовому кодексу они не должны восстанавливать информацию с прежних мест работы.

При порче

Если трудовая книжка испорчена работником, то, опять же, ее восстановлением должен заниматься он. Если она была испорчена в период, когда он являлся работником организации и ему для каких-то целей был выдан оригинал, а не копия и именно в этот период произошла порча, то восстановлением дубликата занимаются работник и работодатель.

При утрате или порче работодателем

В этом случае ответственность по восстановлению лежит полностью на работодателе, а сотрудник компании может лишь участвовать в процессе, там, где его присутствие необходимо. То есть, именно работодатель рассылает запросы по бывшим фирмам сотрудника для получения всей необходимой информации.

Как поменять трудовую книжку, если она закончилась?

Большинству работников хватает одной трудовой книжки на всю карьеру, однако случаются исключения, если человек долго не задерживается на одном месте работы, постоянно меняя их, и она заканчивается. В этом случае нет необходимости заводить новую книжку, а достаточно вшить вкладыш.

Правила заполнения и внесения вкладыша регулируется трудовым кодексом. Другими словами, это не просто чистый лист бумаги, который можно вклеить в документ. Это отдельный бланк, который заполняется строго определенным образом, также имеет юридическую силу, но только в комплекте с книжкой. Правила использования вкладыша:

  • Вкладыш должен быть обязательно пронумерован.
  • Если изменяются данные в трудовой книжке, например, вы перешли на другую фамилию после замужества, то информация меняется как на книжке, так и на вкладыше.
  • Вшивать (именно вшивать, а не вклеивать) вкладыш нужно только после заполнения всех данных.

Порядок оформления дубликата

Давайте рассмотрим порядок действий, которые надо выполнить для восстановления. Пошаговая инструкция при потере книжки работником выглядит следующим образом:

  • Работник подает заявление на выдачу дубликата, составляется в произвольной форме.
  • Собираются сведения с предыдущих мест работы, это делает работник или сбором данных занимается он совместно с кадровиками.
  • В течение 15 дней со дня подачи заявления работодатель выдает восстановленный дубликат.

Если компания, где работал сотрудник, прекратила существование, то данные запрашиваются из трудовых архивов.

Образец заполнения заявления на выдачу в 2020г. может выглядеть так:

Приказ о выдаче дубликата

Данный документ может быть составлен в произвольной форме, для этого используется как обычная бумага, так и фирменная с логотипом и реквизитами фирмы, выбор за организацией. Приказ может быть написан от руки или напечатан на компьютере, но с обязательной распечаткой, для занесения в него всех необходимых печатей и подписей.

В приказ заносятся подписи директора предприятия, работника, для которого изготавливается дубликат и сотрудника отдела кадров, который и занимается решением данной проблемы.

Приказ в обязательном порядке регистрируется, в специальном журнале фиксируется его номер, дата создания и наименование документа. Хранится бланк ровно тот срок, который необходим по закону, после чего он сдается в архив.

Срок выдачи

Как мы уже говорили, дубликат книжки должен быть выдан в течение 15 дней со дня подачи заявления, но часто такой срок является нереальным, особенно, если у работника большой стаж с постоянными сменами работы на предприятиях, многие из которых уже прекратили деятельность.

В этом случае сбор данных может занять несколько месяцев, тогда уложиться в 15-дневный срок нереально. Тогда рекомендуем договориться с работником, чтобы он указал дату, когда сроки сбора всех документов будут подходить к концу. Это позволит соблюсти требования законодательства.

Какие документы понадобятся

Кроме заявления, образец которого мы представили выше, необходимо восстановить все сведения о ваших прежних местах работы. Доказательства могут быть представлены на основе договоров, приказов, соглашений. Не запрещается использование справок о зарплате, профсоюзных книжек. Для индивидуальных предпринимателей можно использовать выписки из ПФР.

Алгоритм действия кадровика

Пошаговая инструкция следующая:

  • Пишем слово «дубликат», место надписи ― правый верхний угол.
  • Заполняется титульный лист, данные предварительно проверяются на актуальность.
  • Подсчитайте общий трудовой стаж, занесите в соответствующую графу без уточнения сроков и наименования организаций.
  • Детализируйте информацию, в хронологическом порядке укажите места работы с периодами, информацию заносите в графы 2,3,4,5. Записывайте только данные, подтвержденные документами.
  • Заполните всю информацию по вашей организации.
  • Выдайте дубликат, занесите все необходимые отметки в соответствующие журналы.

Если книжка утеряна по вине работника, то возьмите плату за бланк, деньги могут быть перечислены наличными или на счет предприятия.

Нужно ли оформлять дубликат, если трудовая книжка содержит ошибки?

Нет, дубликат делается в случае утери или порчи книжки, а также, если запись о приеме или увольнении признана недействительной. Ошибки должны быть исправлены в строго установленном порядке, описанном в правилах ведения книжек. Все исправления заверяются печатями и подписями в той организации, где были допущены.

Поделиться:
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.