Деятельность работников любой компании регулируется Конституцией, ТК РФ, другими соглашениями о труде, а также нормами права, функционирующими внутри предприятия. Нарушение прав и обязанностей, утвержденных законом, может провоцировать конфликты, т.е. трудовые споры, между нанимателем и сотрудником или даже целым коллективом.
Трудовые споры – нерешённые противоречия, появляющиеся между участниками трудовых отношений по различным вопросам, касающимся использования норм закона.
Трудовые споры могут вызываться причинами объективного и субъективного характера. Объективные причины проистекают из самой сути отношений между нанимателем и работником, базирующихся на найме работодателем рабочей силы. Они появляются из-за несовпадения экономических интересов персонала с интересами фирмы. К ним относится, например, ненадлежащая организация труда на предприятии или неудовлетворительное финансовое положение работодателя, способное повлечь задержку зарплаты, сокращение штата и т.д.
Причины субъективного свойства бывают следующие:
Если разногласия решаются посредством диалога сотрудника (или коллектива) с руководителем, без привлечения различных уполномоченных организаций, то случай не относится к трудовым спорам.
По юридической основе споры делят на:
По субъектному составу они бывают:
Споры также делят содержанию. Есть споры об определении условий труда (например, о нормах выработки) и использовании имеющихся условий (об оплате сверхурочных, об увольнении).
Для устранения разногласий есть уполномоченные органы. Для решения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Для признания разногласий администрацией компании работники адресуют ему свои претензии письменно. В 3-х дневный срок после их получения наниматель формирует примирительную комиссию, состоящую из представителей персонала и администрации (поровну). Далее ведутся переговоры в присутствии официального посредника. При неудовлетворительном исходе переговоров спор переходит на рассмотрение в трудовой арбитраж. Этот орган формируется специально для решения конкретного конфликта. Согласно правилам действующего закона, конфликт рассматривается этим органом в 5-дневный срок.
Индивидуальные споры решаются комиссиями по трудовым спорам (КТС) или в суде. КТС организовывается из представителей работников и администрации (поровну). Сотрудник предприятия вправе оформить претензию в комиссию в срок до 3-х дней с момента начала разногласий. Чтобы добиться разрешения конфликта между работником и нанимателем в судебном порядке, необходимо подать иск в суд. Заключение КТС и суда обязательно для исполнения администрацией предприятия.
Назовём самые распространенные основания для противоречий между сотрудниками и нанимателем: