2 минуты на прочтение

Какие бывают трудовые споры

Деятельность работников любой компании регулируется Конституцией, ТК РФ, другими соглашениями о труде, а также нормами права, функционирующими внутри предприятия. Нарушение прав и обязанностей, утвержденных законом, может провоцировать конфликты, т.е. трудовые споры, между нанимателем и сотрудником или даже целым коллективом.

Понятие трудовых споров

Трудовые споры – нерешённые противоречия, появляющиеся между участниками трудовых отношений по различным вопросам, касающимся использования норм закона.

Трудовые споры могут вызываться причинами объективного и субъективного характера. Объективные причины проистекают из самой сути отношений между нанимателем и работником, базирующихся на найме работодателем рабочей силы. Они появляются из-за несовпадения экономических интересов персонала с интересами фирмы. К ним относится, например, ненадлежащая организация труда на предприятии или неудовлетворительное финансовое положение работодателя, способное повлечь задержку зарплаты, сокращение штата и т.д.

Причины субъективного свойства бывают следующие:

  • Плохая осведомленность работников и нанимателя в правовых вопросах,
  • Нечеткие, «размытые» формулировки, описывающие функции сотрудника,
  • Несоответствие должности и квалификации сотрудника,
  • Недобросовестное выполнение персоналом своих обязанностей, нежелание исполнять нормы, установленные законом,
  • Диктаторский стиль управления предприятием, провоцирующий недовольство персонала,
  • Недостатки в законодательстве, отставание законов от практики производственных отношений и др.

Если разногласия решаются посредством диалога сотрудника (или коллектива) с руководителем, без привлечения различных уполномоченных организаций, то случай не относится к трудовым спорам.

Классификация и виды трудовых споров

По юридической основе споры делят на:

  • Исковые. Их сутью является требование сотрудника (или группы) признание и восстановление прав, которые оказались нарушенными;
  • Неисковые. Они развиваются при изменении имеющихся условий работы или введении новых условий.

По субъектному составу они бывают:

  • Индивидуальные. Субъекты разногласий – наниматель и работник.
  • Коллективные. Конфликт развивается между нанимателем и группой сотрудников (целого коллектива или его части).

Споры также делят содержанию. Есть споры об определении условий труда (например, о нормах выработки) и использовании имеющихся условий (об оплате сверхурочных, об увольнении).

В каком порядке разрешаются трудовые споры

Для устранения разногласий есть уполномоченные органы. Для решения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Для признания разногласий администрацией компании работники адресуют ему свои претензии письменно. В 3-х дневный срок после их получения наниматель формирует примирительную комиссию, состоящую из представителей персонала и администрации (поровну). Далее ведутся переговоры в присутствии официального посредника. При неудовлетворительном исходе переговоров спор переходит на рассмотрение в трудовой арбитраж. Этот орган формируется специально для решения конкретного конфликта. Согласно правилам действующего закона, конфликт рассматривается этим органом в 5-дневный срок.

Индивидуальные споры решаются комиссиями по трудовым спорам (КТС) или в суде. КТС организовывается из представителей работников и администрации (поровну). Сотрудник предприятия вправе оформить претензию в комиссию в срок до 3-х дней с момента начала разногласий. Чтобы добиться разрешения конфликта между работником и нанимателем в судебном порядке, необходимо подать иск в суд. Заключение КТС и суда обязательно для исполнения администрацией предприятия.

Часто возникающие конфликтные ситуации между работником и работодателем

Назовём самые распространенные основания для противоречий между сотрудниками и нанимателем:

  • Увольнение персонала без законного права на это или с нарушением порядка процедуры увольнения,
  • Незаконный перевод на другую работу или перемещение,
  • Несвоевременное предоставление отпуска,
  • Неправильный расчет причитающейся сотруднику зарплаты,
  • Задержка расчета при увольнении,
  • Несвоевременная выдача трудовой книжки,
  • Причинение сотрудником материального ущерба работодателю.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.