4 минуты на прочтение

Локальные нормативные акты

Предприятия используют в своей деятельности локальные нормативные акты (ЛНА), включающие в себя положения, обязательные для исполнения каждым сотрудником. Их перечень может отличаться для каждого предприятия, есть обязательные для всех локальные акты, а есть необязательные, которые принимаются на усмотрение организации. Главное, чтобы последние не противоречили трудовому кодексу.

Обязательные и необязательные ЛНА

Определение

Трудовые отношения регулируются всевозможными коллективными договорами, соглашениями, актами, которые не должны противоречить трудовому и трудоохранному законодательству. В этот список включены и локальные акты, к которым относят правила поведения или, более официально, трудового распорядка, а также различные инструкции и положения о зарплате, об аттестации, о персональных данных и т.д.

Перечень локальных актов может быть более широким, так как по мнению многих специалистов в него могут также включаться штатное расписание, приказы руководства, графики отпусков и т.д. Но многие не согласны с этим и относят перечисленные категории к организационно-распорядительным документам.

То есть, трактовка локальных актов достаточно обширна и, например, Трудовой кодекс не содержит точного определения, поэтому будем считать, что это документ, принимающийся работодателем для упорядочивания трудовых отношений между двумя сторонами ― работником и работодателем ― который не противоречит нормам трудового права.

Кому придется формировать ЛНА

Если предприятие зарегистрировано в ФНС и имеет в штате наемных работников, то оно должно формировать локальные акты  для детализации трудовых отношений с работниками. Разработку можно производить самостоятельно, важно, чтобы акт не нарушал нормы трудового законодательства. Делать это может  и ИП (по желанию), если у него в штате имеются наемные работники ― при отсутствии ЛНА, отношения регулируются трудовыми соглашениями. Нет необходимости формировать ЛНА физлицам, у которых есть наемные работники, они могут регулировать отношения трудовыми соглашениями.

ООО и ИП – должны ли формировать ЛНА, какие обязательны и необязательны

Давайте рассмотрим, какие ЛНА обязательны для ООО:

  • Положения по охране труда.
  • Должностные инструкции.
  • Положения по этики поведения на предприятии.
  • Положения по противодействию коррупции и т.д.

В тоже время для ИП перечисленные нормативные акты не обязательны и могут формироваться по желанию. Вот список ЛНА, которые необязательны как для ООО, так и для ИП:

  • Положения о коммерческой тайне.
  • Положения о структуре предприятия.
  • Положения о медосмотрах работников.
  • Норматив об испытательном сроке и т.д.

То есть, в этом случае организация уже сама смотрит, а нужно ли ей формировать такой нормативный акт. Например, создание положения о структуре предприятия необходимо коммерческим организациям, но оно абсолютно лишнее для небольшой компании с 10 сотрудниками. Вообще же, перечень нормативных актов ограничен только соответствием их трудовому законодательству и может издаваться компаниями самостоятельно в любых интерпретациях.

Нужно ли знакомить с ЛНА сотрудников

Важно понимать, что если компания формирует какой-нибудь обязательный или необязательный акт, то каждый сотрудник предприятия должен под ним подписаться. Ознакомить работников можно несколькими способами.

Проставление подписи на самом акте

Наиболее оптимальный вариант: компания изготавливает один экземпляр акта и внизу под информацией делает таблицу, в которой указывается фамилия сотрудника, дата ознакомления и место для подписи. Каждый человек, ознакомившись с документом, проставляет свою подпись. Способ удобен как для компании, так как минимизирует количество бумаги, так  и для проверяющих органов, так как исключает возможность изменения или подмены акта.

Проставление подписи на отдельном от акта листе

Отдельный лист изготовляется как для одного акта, так и для группы актов. Во втором случае удобен для компаний, в которых небольшое количество ЛНА и сотрудников. При таком ознакомлении необходимо предусмотреть графу с датой, чтобы иметь возможность обнаружить возможное несоответствие подписи с датой издания документа. По правилам, при внесении любого изменения работник должен заново ознакомиться и подписать документ. Такие листы обычно называют листами ознакомления, но какого-то одного названия для них не предусмотрено, поэтому каждая компания вольна называть его по своему усмотрению.

Оформление журналов

Достаточно часто компании используют для ознакомления журналы. Все страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы. Все строки журнала необходимо заполнять без пропусков. Каждая строка ― один факт ознакомления.

Включение пункта в договор

Многие организации включают в договор пункт об ознакомлении с нормативными актами. То есть, сотрудник подписывает контракт, часто не подозревая, что он дал согласие на действующие на предприятии нормативные акты. Потом, при возникновении разногласий такое невнимательное отношение к прочитыванию контракта может стать для работника организации проблемой. Но суды, если дело доходит до разбирательств в этом органе, практически всегда признают правомочным такой способ ознакомления, поэтому чаще всего встают на сторону работодателя.

Порядок утверждения

Чтобы локальный акт имел юридическую силу ему необходимо пройти процедуру утверждения. Причем делать это надо, в том числе с теми актами, которые не обязательны для введения и разрабатываются в самой компании. Для предприятий с профсоюзом акт должен представляться на утверждение им ― они могут его принять или не принять. Во втором случае профсоюз предоставляет акт несогласия с перечислением пунктов, с которыми не согласны его члены. Если обе стороны не пришли к согласию, то акт может быть утвержден в одностороннем порядке, правда, тогда при судебных разбирательствах суд может встать на сторону профсоюза.

Вводить акт в действие может уполномоченное лицо, оно должно указываться в уставе фирмы.

Способы ввода акта

Первый способ: на акте ставится гриф «утверждаю» с подписью руководителя предприятия. При проведении процедуры согласования возле грифа «согласовано» ставятся подписи членов профсоюза или других ответственных работников.

Второй способ: выписывается отдельный от акта приказ, с прописанными условиями, при которых он должен быть принят и дата, с которой приказ вступает в силу. На акте ставят «утверждено» и на него же заносят сведения о приказе.

Локальный акт может иметь вид приказа, инструкции, положения. Часто его оформляют, как решение. Организациям в этом вопросе дается достаточно большая свобода, в том числе и в количестве издаваемых документов. Важно, что физическое лицо может утверждать акты самостоятельно, а юридическое лицо делает это посредством лиц, уполномоченных для этого.

Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.