О нововведениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся заемного труда в РФ

05 мая 2014 года принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором вводится порядок регулирования заемного труда в РФ.

В данной статье мы выделим основные и наиболее важные аспекты, касающиеся деятельности компаний, предоставляющих такие услуги, как аутстаффинг, и деятельности Заказчиков подобных услуг.

Изменения внесены в следующие законодательные акты:

  1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

В чем же суть нововведений? Действительно ли заемный труд запрещен, или это только громкие заголовки статей в «желтой» прессе? Давайте разберемся вместе. Итак:

1. В Закон о занятости населения введено понятие деятельности по предоставлению труда работников (персонала) – это направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицам, не являющимся работодателями данных сотрудников, для выполнения ими функций согласно их трудовым договорам в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Таким образом, одновременно вводится новое понятие - принимающая сторона.
Такая деятельность будет осуществляться по договору о предоставлении труда персонала. Данной деятельностью смогут заниматься только следующие лица:
1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений;
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

  • юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
  • юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
  • юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Аккредитованные частные агентства занятости будут включаться в специальный реестр. Установлены следующие требования к аккредитации частных агентств занятости на право осуществления такой деятельности:

  • наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов;
  • применяющие общую систему налогообложения;
  • руководитель такого агентства должен быть не судим, иметь высшее образование и стаж работы в области трудоустройства населения не менее 2 лет за последние 3 года.

Также установлены ограничения при направлении работников для работы у принимающей стороны. Например, такое направление не допускается в целях:

  • выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством РФ
  • выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в к опасным (I и II классов опасности), отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ;

соответствии с законодательством РФ отнесены к вредным условиям труда 3- й или 4-й степени либо к опасным условиям труда. В договоре о предоставлении труда работников (персонала) между агентством и принимающей стороной должно быть предусмотрено следующее.

  • Агентство направляет временно своих работников с их согласия к заказчику
  • Принимающая сторона (заказчик) обязуется оплатить услуги по
  • Обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика. предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с агентством. работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

2. В Трудовом кодексе РФ прописан запрет на заемный труд, то есть труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физлица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

При этом кодекс дополнен новой гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)».

В ней указано, что условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны, должны быть не хуже условий, установленных для работников принимающей стороны, выполняющих те же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию. Компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда при направлении работника на такую работу устанавливаются на основании информации от принимающей стороны.

Частное агентство занятости вправе заключить трудовой договор с работником в случаях направления его временно для работы:

  • к физлицу, не являющемуся предпринимателем, в целях личного
  • к предпринимателю или юр. лицу для временного исполнения обязанностей обслуживания; отсутствующих работников и для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

В таком случае трудовые отношения между работником и принимающей стороной не возникают. Агентство же обязано внести сведения о работе по договору о предоставлении труда своих работников в их трудовые книжки. Направляя своего работника для работы у принимающей стороны, частное агентство занятости и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем должны быть указаны:

  • сведения о принимающей стороне (наименование, ИНН и пр.),
  • данные о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора о предоставлении труда работников.

Агентство обязано контролировать соответствие фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами. Несчастный случай, происшедший с работником, направленным по договору о предоставлении труда персонала, расследуется комиссией, образованной принимающей стороной. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего этого работника.

Установлена субсидиарная ответственность принимающей стороны по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с направленными работниками, в том числе:

  • по выплате им зарплаты и иных сумм, причитающихся работнику;
  • по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

3. Определен порядок уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний страхователями, направляющими своих работников по договору о предоставлении труда персонала. Страховые взносы уплачиваются частным агентством с заработка своих работников исходя из:

  • страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом
  • надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом экономической деятельности (ОВЭД) принимающей стороны;
  • результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах (спецоценка), на которых работают направленные временно работники. Принимающая сторона должна представить страхователю сведения о своем ОВЭД, результатах спецоценки и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к нему.

4. Прописано, что особенности въезда в РФ, пребывания на ее территории, осуществления миграционного учета и трудовой деятельности иностранцев, направляемых работодателем по договору о предоставлении труда персонала, устанавливаются законами от 15.08.1996 № 114-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ, от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

5. С учетом описанных изменений внесены поправки технического характера в НК РФ (слова в контексте ряда статей «предоставление работников» заменены на «предоставление труда работников (персонала)»).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся заемного труда вступает в силу с 01.01.2016 года

Теперь представим Вам выводы:

  1. С принятием данного закона государство признало важность деятельности в сфере «заемного труда» и необходимость в его регулировании. То есть заемный труд узаконен.
  2. Декларация о запрете заемного труда фактически означает его разрешение.
  3. Регулирование и контроль данной деятельности, с одной стороны будет сопряжено с дополнительными расходами, с другой – с легализацией данной деятельности на законодательном уровне, с возможностью защиты своих прав в суде.

Данная статья подготовлена Юристом компании «Дейли Персонал».

Рекомендуем прочитать:

Расчет зарплаты по договорам гражданско-правового характера

Поделиться:
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.