Оценка персонала

В условиях работы в высококонкурентной среде любой руководитель стремится использовать все ресурсы, чтобы непрерывно совершенствоваться и достигать высоких стандартов в работе. Добиваться результатов в бизнесе сложно без крепкой команды хорошо подготовленных специалистов.

Чтобы эффективно управлять качеством персонала, руководству нужно его оценивать. Критерии и виды оценки сотрудников могут различаться – они зависят от области деятельности и размера компании, имеющихся кадровых проблем, поставленных перед компанией задач.

Что это такое Оценка персонала

Оценка персонала – это тщательный анализ профессиональной компетенции, деловых и индивидуально-типологических характеристик работников организации.

Корректно проведенная оценочная процедура позволяет руководителю выявлять у своих подчиненных сильные и слабые стороны, чтобы иметь объективную оценку его потенциала. Тестирования помогают оценить вклад конкретного человека в развитие бизнеса и делать выводы о целесообразности его продвижения.

По итогам тестирования руководитель может принимать организационные решения (о зачислении на должность, о продвижении по служебной лестнице, переводе в другое подразделение, об увольнении), делать выводы о целесообразности обучения, развития и т.д.

Процедура тестирования важна также для самого работника. Она позволяет увидеть реальную картину своего уровня и позиции в трудовом коллективе, даёт новый стимул для обучения и развития, открывает возможности для карьерного роста.

Критерии оценки персонала

Чтобы получить правдивую информацию, нужно сначала определить параметры, по которым работники будут оцениваться, т.е. ввести критерии. Для каждой организации будут свои критерии, отражающие характер её работы, традиции, уровень существующей кадровой политики.

Есть критерии, отражающие общие позиции, одинаковые для всего кадрового состава, и специфические, характеризующие конкретное рабочее место или должность.

Есть несколько групп критериев, которые с небольшими поправками будут актуальными для любого предприятия:

Только от самой компании зависит, какие критерии будут определяющими, а какие – второстепенными. Универсальных рекомендаций тут не существует.

Виды оценки персонала

Различают разные виды оценки персонала:

По занятости:

По планированию штата:

По способу проведения:

Индивидуальные методы оценки персонала

Различают индивидуальные и групповые методики оценивания.

Первые связаны с анализом индивидуальных характеристик аттестуемых. Применяются следующие методики:

Предложенный список методов нельзя назвать исчерпывающим. Эти и другие методики могут применяться в разных комбинациях.

Групповые методы оценки персонала

Эти методики основаны на сравнении эффективности работы сотрудников внутри предприятия. Чаще других находят применение:

Ассессмент центр в оценке персонала

Ассессмент центр (от англ. assessment center) – методика комплексной диагностики моделей поведения работников путем их «погружения» в различные смоделированные деловые ситуации, близкие к реальным. Сегодня ассессмент-центр признается экспертами одним из самых перспективных методов оценки работников.

Аттестуемым предлагается сделать ряд упражнений, где они могут проявить важные для конкретной организации умения и навыки. Наблюдатели-эксперты фиксируют особенности поведения испытуемых и определяют, насколько действия каждого участника соответствуют оцениваемой компетенции. В процедуре участвуют 5-10 человек, она может продолжаться от 1 до 3 дней. После процедуры комиссия решает, насколько каждый работник соответствует занимаемой должности.

В роли экспертов выступают специалисты кадровых агентств или сотрудники HR-службы самого предприятия.

Сравнительная характеристика методов оценки персонала

Выбранный метод оценки персонала на предприятии должен гарантировать максимальную объективность измерения. В методике оценки важно соблюдение следующего условия – детального описания возможных состояний показателя для снижения риска субъективности оценок.

Выбор конкретной методики зависит от характера деятельности предприятия, особенностей корпоративной культуры, психологического климата в команде, даты последней оценочной процеды и многих других факторов.

При выборе оценочной методики важно обозначить цель процедуры. Важны характер деятельности аттестуемого и ступень адаптации, на которой находится сотрудник. Стоит также учитывать возможную частотность процедуры - оценивать, например, производительность труда можно в любое время, а проводить аттестацию – не чаще, чем раз в 1-3 года.

Факторы, влияющие на оценку персонала

Среди факторов, которые стоит учитывать при подготовке и проведении аттестационных мероприятий, основными являются следующие:

В чем польза оценки персонала в организации

Итоги оценочных мероприятий нужно систематизировать и структурировать, чтобы получить картину реального положения дел с трудовыми ресурсами в компании. Оценочные мероприятия позволяют:

Внедрение системы оценки персонала: ошибки и сложности

При планировании оценочных мероприятий следует грамотно выбрать оптимальный метод, адекватный целям и задачам, которые стоят перед руководством компании. При реализации выбранной методики возможны следующие сложности:

При подготовке оценочной процедуры важно помнить о «цене вопроса» - это позволит эффективно применять ресурсы, поскольку рабочее время и моральное состояние работников выступают главными стратегическими ресурсами любой организации.

Внедрение оценочных мероприятий – серьезный шаг, который позволит руководителю оценить личный вклад каждого работника в развитие бизнеса и оптимизировать деятельность компании для более продуктивной работы.

Рекомендуем прочитать:

Оценка персонала методом 360 градусов

Оптимизация затрат на персонал

Поможет ли ассессмент сотрудников снизить текучку кадров?

Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.