Разберемся, что такое аутплейсмент простыми словами: большинство источников информации говорит, что это трудоустройство увольняемых сотрудников предприятия самим предприятием. Дословно переводится как «определение на должность». Такая услуга позволяет смягчить негатив от увольнения. Такого рода деятельностью занимаются как отдел кадров самой организации, на котором произошло увольнение, так и сторонние кадровые агентства.
Аутплейсмент используется не для работников, которых увольняют за нарушение трудовой дисциплины, воровство и за другие провинности, а для сотрудников, которые попали под сокращение в условиях кризиса или, например, при реорганизации предприятия. Таким образом организация пытается скрасить отрицательный эффект, который обязательно сопровождает любое увольнение. То есть, основная цель аутплейсмента ― сделать процесс увольнения менее тяжелым и болезненным.
Многие задают вопрос, а зачем это необходимо для компании? В первую очередь, так создается положительная репутация как у работающих на предприятии сотрудников, так и у бизнес-партнеров.
Несмотря на, казалось бы, простое и понятное определение аутплейсмента, у него есть несколько разновидностей. Различают:
При открытом аутплейсменте сотруднику или сотрудникам честно рассказывают, что он/они попадают под сокращение, но компания не бросает их на произвол судьбы, а поможет им в трудоустройстве.
При закрытом аутплейсменте сотруднику, от услуг которого хотят отказаться, не сообщают об увольнении, а начинают подыскивать будущее место работы скрытно. Обычно это происходит, если в число увольняемых сотрудников попадает кто-то из руководящего состава. Такой высокопоставленный работник знает много секретов и может «поделится» тайной информацией с конкурентами, попросить слишком большие отступные, сделать другие неприятные вещи. Чтобы минимизировать потери, организация находит подходящие место и должность в другой компании, она и делает такому сотруднику предложение, от которого сложно отказаться.
При массовом аутплейсменте помощь оказывается большому числу работников. Обычно это происходит при реорганизации на предприятии, когда становятся ненужными целые отделы или при банкротстве, когда не у дел остаются практически все кадры. Как вы понимаете, во втором случае аутплейсмент заказывают гораздо реже. Это самый затратный вид.
При индивидуальной форме поиск нового места работы ведется только для одного сотрудника, что не накладно даже для маленьких компаний.
При увольнении сотрудник должен получить выплату средней зарплаты за два месяца. Этого требует трудовой кодекс. Для обычного сотрудника размер выплат будет небольшим, но если необходимо уволить ТОПа, то сумма будет достаточно внушительной. В этом случае организации выгодней применить метод аутплейсмента, то есть, в обмен на помощь в трудоустройстве управленец не будет требовать выплат, уволившись по собственному желанию.
Предлагаемые методы следующие:
Любой аутплейсмент состоит из нескольких этапов. Разберемся подробней с каждым из них.
Его еще называют подготовительным или теоретическим. Цель аналитического этапа ― выявить наименее перспективных, слабых сотрудников, польза которых для предприятия сомнительна. Сбор и ранжирование информации может длиться до года, сроки зависят от размеров компании.
На этом этапе происходит собрание, на котором по каждому сотруднику проходят прения и при одобрении большинства принимается решение об увольнении, об этом работнику сообщается индивидуально или на собрании. На этом же этапе оказывается психологическая поддержка, даются обещания о помощи в трудоустройстве. Обычно на это уходит не больше недели.
На этой стадии привлекаются рекрутинговые агентства, которые подыскивают новое место для уволенного сотрудника. Длительность этого этапа зависит от числа уволенных работников и их специальности. Иногда на трудоустройство уходит неделя, иногда несколько месяцев.
Аутплейсмент завоевывает все большую популярность, это, в первую очередь связано с наличием нескольких существенных преимуществ:
В конце концов, аутплейсмент поможет избежать психологического дискомфорта у уволенного сотрудника, что важно в моральном плане.
Из недостатков можно лишь вспомнить дополнительные материальные затраты, впрочем, как мы уже говорили, они не всегда столь очевидны и иногда даже аутплейсмент позволяет сэкономить.
Эта услуга пришла в Россию от западных компаний, где она пользуется большим успехом. В нашей стране ее первые случаи были зарегистрированы в кризис 1998 года, когда крупные компании вынуждены были сокращать штат. Сегодня аутплейсмент более популярен, но от Европы и Америки мы еще сильно отстаем. Кстати, первопроходцами на отечественном рынке также стали западные организации. Наибольшее скопление кадровых агентств, предоставляющих данную услугу, наблюдается в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.