4 минуты на прочтение

Восстановление кадрового учета: пошаговая инструкция

Во многих организациях кадровый учет ведется ненадлежащим образом. Это происходит из-за попыток сэкономить в не самой важной области бизнеса: по крайней мере, так кажется неопытным руководителям, которые еще не сталкивались с проверками от трудовых инспекций. Многие вообще не уделяют этому вопросу какого-либо внимания, другие, и их большинство, кадровое делопроизводство ведут, но с ошибками и не в полном объеме. Можно только посочувствовать таким компаниям, так как, например, отсутствие трудового договора только с одним сотрудником может привести к штрафу до 100 тыс. рублей в ценах 2020 года. Для тех, кто хочет исправить ситуацию и произвести восстановление кадрового учета — наша пошаговая инструкция. Надеемся, она поможет вам.

Когда восстанавливать кадровый учет

Ситуаций, когда требуется восстановить кадровый учет много, но есть наиболее типичные, перечисляем их:

  • При покупке бизнеса. Новые хозяева понимают, чем грозит «беспредел» в бумагах, который им оставили, и принимают решение навести в них порядок.
  • На компанию жалуется бывший сотрудник. Тогда увеличивается частота визитов контролирующих органов, поэтому устранить ошибки в делах необходимо оперативно.
  • Вскрывается деятельность работников. Случается, что в отделе кадров может работать недобросовестный сотрудник, преднамеренно уничтоживший часть документов — тогда необходимо их оперативно восстановить.

Восстановление кадрового учета

Алгоритм действий

Составляется в зависимости от степени запущенности кадрового учета. Именно поэтому нет какого-то одинакового алгоритма действий, так как могут быть проблемы с электронной базой, отсутствовать бумажные документы и т.д. В первую очередь нужно выяснить:

  • Для чего необходимо восстановление, причины, которые привели к появлению проблемы.
  • В каком режиме работает компания, какой установлен внутренний распорядок, выяснить систему оплаты работников предприятия.
  • Анализируется наличие документов и выполняется их сверка с реестрами баз данных, естественно, если они есть в наличии.

Следующий шаг — составление таблицы. В ней указываются фамилии всех работников предприятия и напротив каждого отмечаются документы, которые на него есть. Учитывайте, что на каждого работающего должен быть оформлен трудовой договор и книжка, карточка Т2 и приказы о приеме/увольнении, его перемещениях и т.д. Отсутствующие документы необходимо восстановить.

После ответа на все вопросы и составления таблицы необходимо приступить к восстановлению документов.

Восстановление обязательных ЛНА и кадровых документов

Многими компаниями такие документы не воспринимаются всерьез, поэтому их оформлению уделяется минимум внимания. Но именно на эти документы сразу смотрят инспекторы или суд, который выносит решения по трудовым спорам. Надо ли говорить, что большинство компаний проигрывает из-за этого дела своим сотрудникам или получает штрафы от трудовых инспекций.

Рассмотрим пример. Работник фирмы устно отпросился у руководства компании отлучиться на некоторое время, но отсутствовал, к неудовольствию последних, несколько часов. Отгул не оформлен, работа не сделана и принимается решение наказать сотрудника. Теперь смотрим правила внутреннего распорядка этой компании и видим, что в нем нет пункта, что человек при отпрашивании с работы должен оформлять строго письменное заявление. А если пункта такого нет, то и наказание не может следовать, особенно при наличии свидетелей.

Чтобы такие казусы не происходили, необходимо привести ЛНА (акт) в соответствии с правилами, действующими в компании. Важно выполнить такие действия:

  • Написать или привести в порядок нормативные акты, регулирующие трудовые отношения согласно правилам компании.
  • Сделать анализ макета существующего трудового договора и довести его «до ума», добиться полного соответствия законодательству.
  • Выполнить восстановление всех обязательных бумаг кадрового делопроизводства.

Что вы получаете в итоге? Комплект документов, которые соответствуют специфике организации, трудовому законодательству и уставу.

Восстанавливаем документы сотрудников

Оформленные с нарушениями документы работников — один из источников доходов государства в виде штрафов. Поэтому на следующем этапе проверяем их наличие и правила оформления. Обращаем внимание на:

  1. Трудовые договора. В них необходимо занести всю информацию, которая предусматривается ст. 57 ТК. Важно: они составляются в двух экземплярах, один передается сотруднику, второй остается на предприятии. При его отсутствии необходимо быстро восполнить пробел и составить договор.
  2. Должностные инструкции. Практически повсеместно с интернета скачиваются типовые экземпляры инструкций, которые по своим положениям не имеют ничего общего с реальными делами предприятия. Поэтому, скачивать шаблоны можно, но при этом учитывайте реалии, приводите инструкции в соответствие с ними.
  3. Должны быть приказы о приеме на должность, на переводы внутри компании, на изменение зарплаты. Проверьте наличие согласия сотрудников на обработку личных данных.
  4. Дополнительные соглашения. В процессе работы в отношения работодателя и сотрудника вносятся изменения, которые оформляются допотношениями. Проконтролируйте оформление.
  5. Трудовые книжки, карточки Т2. В них должны быть внесены все записи, книжка не должна храниться у сотрудника, в карточке обязательна подпись про ознакомление.

Все перечисленные документы должны соответствовать друг другу и трудовому законодательству, на них необходимо проставить подписи и печати.

Восстановление документов по процедурам

На этом этапе проверяем правильность оформления таких процедур:

  • Оформление основных отпусков. Должны быть графики предоставления, заявления сотрудников, приказы и т.д.
  • Оформление дополнительных отпусков. Проверяют подписи и основания для предоставления. К ним относятся отпуска: внеочередные, за свой счет, декретные, по уходу за ребенком и др.
  • Командировки. Важно проверить приказ на наличие всех подписей, правильность оформления командировочного листа.

Кроме того, обратите внимание на то, как оформлены премии, увольнения, выходы сотрудников в нерабочее время, больничные и т.д.

Что делать с документами уволенных?

Ситуации, когда необходимо поставить пропущенную подпись уже уволенного сотрудника происходят достаточно часто. В случае невозможности получить подпись, документ необходимо подшить в папку с пометкой «восстановлено».

Если вы пришли на место выбывшего сотрудника и нашли пробелы в делах уволенных работников, то снимите с себя чужие огрехи и составьте акт передачи документации.

Какие документы можно не восстанавливать?

Есть приказ Минкульта за номером 558. В нем — сроки хранения для каждого типа документа. Смотрите дату оформления бумаги и сравнивайте с текущей датой. Если срок уже больше того, который указан в приказе Минкульта, то восстанавливать документ нет необходимости.

Как видно из приведенной информации, восстановление кадровой документации — это долгая работа, которая должна выполняться с особой тщательностью. Чем больший период восстановления, тем сложнее его выполнить. Но сделать это обязательно надо, чтобы избежать штрафных санкций при проверке.

Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.
Отправить заявку на услуги
Выберите услуги, которые Вас интересуют:
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы принимаете
условия Политики конфиденциальности.